Самый маленький "Land Rover" поднял свой статус...
...Я бы никогда не сунулся в эти непролазные дебри на обычном кроссовере. Трястись битый час по валунам, с ходу штурмовать песчаные дюны – и все это ради прекрасного вида заходящего солнца. Для подобной авантюры надо быть настоящим фанатиком внедорожной езды. Или типичным покупателем автомобиля марки "Land Rover". Немного сумасбродным, с авантюрной жилкой. Раньше все эти эпитеты относились к владельцам "Discovery" и "Range Rover". Небольшой "Freelander" заметно проигрывал большим братьям как по уровню комфорта, так и по части проходимости. Но с приходом нового поколения ситуация изменилась кардинально.

Как гид остался без мзды
...ДОХОД у марокканца Фарида скромный, но стабильный. Он встречает иностранцев на автомобилях у въезда в живописное ущелье и объясняет, что дальше дороги нет. После чего предлагает доставить туристов к развалинам древнего города на своих верблюдах за чисто символическую плату. Но от меня он мзды не дождался.

– А почему? – удивился самозваный гид. Если раньше ему и приходилось слышать отказ, то исключительно от владельцев больших внедорожников. Понятно, верблюдам не тягаться с такими дорогими машинами, на которых в Эс-Сувейре, самом большом городе этой местности, ездят только самые богатые и уважаемые люди... Но мой "Freelander", со стороны глядя, совершенно не похож на вездеход. В отличие от предыдущей модели у него даже нет "запаски" на двери багажника – этого обязательного вторичного полового признака настоящего джипа. А то, что облицовкой радиатора и "жабрами" на передних крыльях новый "Freelander" напоминает прославленного покорителя бездорожья "Range Rover Sport", видно знатоку, но никак не дилетанту.

Поэтому, сплюнув на землю и проклиная жадных чужестранцев, несостоявшийся проводник злорадно смотрел вслед моей покачивающейся на камнях машине. По глазам было видно: человек намерен держать своих верблюдов наготове, в надежде, что я застряну и потребуется эвакуация. Бедняга, долго же ему придется ждать...

Повернув круглую шайбу системы "Terrain Response", я перевел полноприводную трансмиссию в режим езды по гравийной и скользкой дороге. Эта инновация, как подметили представители команды "Land Rover", помогает даже "чайнику" чувствовать себя настоящим асом езды по бездорожью. Она перешла на новый "Freelander" (за исключением базовой версии) с "Discovery" и "Range Rover Sport". Правда, с учетом более мирного характера самого маленького "Land Rover" эту систему слегка упростили, убрав режим движения по каменистым склонам. Зато алгоритмы езды по скользкой дороге, грязи и песку остались, сделав "Freelander" уникальным предложением в классе. Пожалуй, это единственный кроссовер, который чувствует себя вне дорог ничуть не хуже, чем на асфальте.

По пути к заброшенному древнему городу я чувствовал, как полностью независимая подвеска мягко "обтекает" многочисленные ямы, коряги и камни, сочетая приличный комфорт передвижения с достойной энергоемкостью. В какую бы рытвину ни угодило колесо, длинноходная подвеска ни разу не сработала до отбоя. А пропускаемые под машиной остроконечные валуны напрасно пытались зацепить ее днище: минимальный дорожный просвет у нового "Freelander" cоставляет 21 см – на уровне настоящего внедорожника. Да и многие другие элементы спроектированы специально для экстремальных условий, в которые автомобиль, возможно, никогда не попадет, но всегда будет к ним готов.

К примеру, переезжая горный ручей, я совсем не боялся, что машина хлебнет воды. Ведь "Freelander" рассчитан на преодоление бродов полуметровой глубины. Ради этого воздухозаборник системы питания у него выведен в левую боковую отдушину моторного отсека, автоматическая коробка передач получила дополнительную герметизацию, а фары уплотнены водонепроницаемым материалом "Gore-Tex".

Каждому "Terrain" – свой "Response"
ВСЕ ЖЕ основное преимущество новому "Freelander" приносит принципиально иная, чем у прежней модели, полноприводная трансмиссия. Раньше компактный "Land Rover" в качестве межосевого дифференциала использовал виско-муфту, которая подавала крутящий момент на задние колеса лишь при пробуксовке передних. Причем с приличной задержкой – когда автомобиль уже успевал закопаться. Внедорожником его можно было назвать с большой натяжкой. А в машине последнего поколения между осями установлено управляемое электроникой многодисковое сцепление "Haldex". Теперь для подключения задних колес, на которые в любом случае всегда подается небольшой процент тяги, хватает доли секунды. А при необходимости на заднюю ось может идти почти весь крутящий момент. И это не считая прочих преимуществ новой машины.

К примеру, выехав на песчаную дюну и переведя контроллер системы "Terrain Response" в положение "песок", я знал, что автомобиль автоматически перешел в режим работы на таком типе покрытия. Отключилась система стабилизации, притормаживающая колеса при пробуксовке; "автомат" начал переключать скорости лишь при достижении предельных оборотов; повысилась "чувствительность" педали газа. А дисплей бортового компьютера стал показывать направление поворота передних колес – очень удобная на бездорожье подсказка! Пару раз я думал, что забуксовал, а на экране было видно, что всего лишь повернутые передние колеса уперлись в бруствер колеи. Ставим руль прямо – и газу!

Вот так, под рев работающего на пределе мотора и фонтаны вылетающего из-под колес песка, я успешно, без губительных остановок преодолел песчаную гору. Больше того, на следующий день пришлось по прибрежным барханам проехать более 20 километров, и "Freelander" с лету проходил такие участки, где отчаянно зарывался гораздо более серьезный (но и более тяжелый) "Discovery". Вот вам и комплекс младшего брата! Лишенный каких бы то ни было принудительных блокировок и поднимающей кузов пневматики, "Freelander" иногда обходил именитого родственника в его же стихии!

По дизайну интерьера новый "Freelander" весьма схож с "Range Rover Sport".
Для скользкого грунта подходит другой режим "Terrain Response" – "снег, гравий, трава". Здесь коробка передач переходила в режим смены скоростей на самых низких оборотах; система стабилизации, хрустя тормозами, ограничивала бесполезную пробуксовку, а педаль газа стала менее "отзывчивой", позволяя вести автомобиль практически "шепотом". Одновременно включилась система "Hill Descent Control", которая самостоятельно (водитель, отпустив педали, только рулит) спускает автомобиль с крутого склона. Но я ее сразу отменил (для этого служит отдельная клавиша). Ведь у "Freelander" появилась еще одна уникальная функция – "Gradient Realize Control", помогающая на крутых спусках интеллигентно наращивать усилие на тормозах, не допуская моментальной блокировки колес, приводящей к опасному скольжению вниз. Ее мне было вполне достаточно.

Вот так, максимально используя внедорожные способности вроде бы совершенно "асфальтового" автомобиля, я оставил беднягу Фарида с его верблюдами не у дел. Новый "Freelander" только выглядит безобидно. Но даже без пресловутой "Terrain Response", которой оснащаются лишь самые дорогие версии, он способен утереть нос многим другим внедорожникам. Правда, конкуренты могут отыграться на шоссе...

Маленький "Range Rover"
НО В МАРОККО новому "Freelander" не было равных. Даже на самой доступной версии с 2,2-литровым дизелем мощностью 160 сил я чувствовал себя королем автострады. В крайнем случае – герцогом проселка. Основной автомобильный поток в этой отдаленной местности состоит из древних сине-белых "Mercedes-Benz" и "Peugeot", которые уже отслужили все мыслимые сроки, но еще способны передвигаться и нести службу в качестве маршрутного такси, подбирающего бредущих по обочине аборигенов... Турбодизельный двигатель "Фрилэндера", который собирается в кооперации с концерном "Peugeot-Citroёn", довольно споро, в пределах 11,7 с, разгонял машину до максимально разрешенных в Марокко 100 км/ч. Правда, для этого надо держать стрелку тахометра в диапазоне 1.800-4.000 об/мин. Опустишь ниже – мотор постепенно "умирает", загонишь выше – услышишь только рев без сколько-нибудь значительного ускорения. Пока этот двигатель поставляется только с »»»ручной шестиступенчатой коробкой передач, которая позволяет активно поддерживать его жизненный тонус (автоматическая версия появится весной 2007 года).

Миролюбивость базового двигателя не идет ни в какое сравнение с бархатисто-мягкой характеристикой 3,2-литровой рядной "шестерки", которой оснащается топ-версия. Ее мощность – 233 л.с. Сама эта цифра вызывает уважение. Мало кто из конкурентов сможет тягаться с достижением "Land Rover". Вернее, их шведских коллег из "Volvo", предоставивших этот двигатель, который прошел дополнительную доработку под внедорожные условия езды. Конечно, максимальный крутящий момент здесь меньше, чем у турбодизеля, и достигается он на более высоких оборотах. Зато насколько удобнее управлять подачей тяги, когда она сама бесконечным мощным потоком струится с коленчатого вала к шестиступенчатому "автомату". И на асфальте, и вне дорог я предпочту именно 3,2-литровый "Freelander".

Тем более что в этой версии он становится более покладистым в активной езде, загоняя стрелку спидометра за 100 км/ч меньше чем за 9 с. Конечно, несмотря на общую платформу с "Ford Focus" и "Mazda 3", внедорожному "Freelander" с его высоким клиренсом и длинноходной подвеской далеко до этих асов скоростной езды. Но для внедорожника он едет неплохо, если, конечно, не обращать внимание на несколько легковатый руль и заметную леность при входе в поворот. Свист покрышек начинается раньше, чем ты ожидаешь. А еще довольно неприятно обнаружить, что при подходе к виражу "автомат", работающий в мануальном режиме, самоуправно перешел на ступень выше. Возможно это повышает ресурс и экономичность машины, но со спортивной манерой езды не вяжется совершенно. Ну и пусть.

Зато это очень хорошо сочетается с аурой небольшого, но чертовски комфортабельного внедорожника. О подвеске я уже говорил. Ее отличная энергоемкость в сочетании с отменной плавностью хода вызывает удивление. Обычно как? Либо одно, либо другое, а компромисс между этими параметрами – редкость. Но здесь он был найден.

Помимо всего прочего "Freelander", солидно прибавив по всем размерам, избавился от имиджа тесного неудобного автомобиля, сделанного с экономией на всем. Теперь внутри он ничем не отличается от роскошного "Range Rover Sport". Панель приборов, центральную консоль с раздельным климат-контролем и цветным сенсорным экраном (и то и другое можно заказать за доплату) "Freelander" позаимствовал у старшего брата почти без изменений. И они отлично вписались в просторный салон новинки. Здесь нет комплекса младшего брата, который донашивает вещи за старшими. Новому "Freelander" костюмчик взрослого брата как раз впору. Ощущение роскоши здесь почти такое же, как в "Range Rover Sport". Даже без скидки на меньшие размеры. Поэтому, обнаружив дешевый пластик на ручках дверей и в некоторых других местах, воспринимаешь это с удивлением. Словно муху в тарелке с супом в дорогом ресторане...

Однако не эти мелочи определяют отношение к дебютанту. В отличие от предыдущего "Freelander" он уже не воспринимается машиной, сделанной из лоскутков, оставшихся от других моделей бренда. Теперь это не пасынок, а самодостаточный, даже дорогой автомобиль – пусть и самый младший в большой семье "Land Rover". Да и характер у него не менее упорный и серьезный, чем у более солидных автомобилей британской марки.